Боинг 737-29, летевший рейсом AQ 243 на Гонолулу начал разваливаться прямо в воздухе. Шансов выжить в такой ситуации у экипажа и пассажиров было один на миллион, не больше.
28.04.1988г, 13:58, аэропорта Кахулуи о. Мауи, Гавайи
Несколько служащих аэропорта, прикрывая руками глаза РѕС‚ солнца, смотрели РЅР° заходящий РЅР° посадку Боинг. Ртого самолета РЅРµ было РІ расписании. «РљР°Рє-то странно РЅР° посадку идет, РЅР° левое крыло заваливается», — заметил РѕРґРёРЅ. «Р? скорость почему-то РЅРµ снижает – РѕРЅ что, ненормальный, РЅР° такой скорости садиться?», — ответил ему второй.
«Р“РѕСЃРїРѕРґРё Р?СЃСѓСЃРµ!» — раздался чей-то шепот: Сѓ снижающегося самолета отсутствовала часть фюзеляжа! Словно гигантский монстр вцепился зубами РІ тело Боинга Рё вырвал СЃ РјСЏСЃРѕРј значительную его часть. Над летным полет раздался истошный женский РєСЂРёРє.
Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines
Боинг СЃ регистрационным номером N73711 был старейшим самолетом РІ Aloha Airlines. Выпущенный РІ 1969 РіРѕРґСѓ, РѕРЅ несколько раз сменил С…РѕР·СЏРёРЅР°-авиакомпанию Рё несколько раз менял РёРјСЏ. Теперь РѕРЅ назывался Queen Liliuokalani Рё работал «СЂРµР№СЃРѕРІС‹Рј автобусом», летая между островами архипелага. Каждый день РѕРЅ совершал 8-10 рейсов, каждый длительностью РЅРµ более 30-40 РјРёРЅСѓС‚. 28 апреля Р±РѕСЂС‚ должен был лететь РїРѕ маршруту Рѕ. Гавайи-Гонолулу. Время полета – 35 РјРёРЅСѓС‚. Командир экипажа – Роберт Шорнштаймер (10 лет стажа, 8.500 часов налета), второй пилот — Мэделин Р›. РўРѕРјРїРєРёРЅСЃ (8 лет стажа, 8.000 часов налета) Рё три стюардессы. Боинг прошел предполетный досмотр (РІСЃРµ нормально, самолет Рє полету готов). Р’ 13:25 Queen Liliuokalani, имея РЅР° борту 95 человек, оторвался РѕС‚ взлетной полосы Рё РІР·СЏР» РєСѓСЂСЃ РЅР° Гонолулу.
Рђ между тем…
Рђ между тем Рє апрелю 1988 РіРѕРґР° Боинг успел налетать более 35.400 часов, большая часть РёР· которых приходилась РЅР° короткие маршруты между аэропортами Гавайских островов. Самая сложная Рё ответственная часть каждого полета – это взлет-посадка, РєРѕРіРґР° самолет испытывает сильнейшие нагрузки. Каждый взлет Рё каждая посадка – это сильнейший удар РїРѕ всей машине, «РјРёРєСЂРѕ-инфаркт», который РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ бесследно. Боинг Queen Liliuokalani, летая РЅР° внутренних рейсах, переносил РїРѕ 15-20 таких «РјРёРєСЂРѕ-инфарктов» ежедневно. Р—Р° 19 лет РѕРЅ «РЅР°РїСЂС‹РіР°Р»» РїРѕ Гавайским островам почти 90.000 циклов взлет-посадка – абсолютный рекорд того времени для машин такого класса. Соленый РјРѕСЂСЃРєРѕР№ РІРѕР·РґСѓС… РЅРµ способствовал Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ самолета – РѕРЅРѕ было сильно подорвано. Машине давно РїРѕСЂР° было уйти РЅР° пенсию, РЅРѕ наступал новый день, Рё Queen Liliuokalani СЃРЅРѕРІР° поднимался РІ РІРѕР·РґСѓС….
Авария на высоте 7.500 метров
Р’ 13:48 Боинг достиг эшелона FL240 (7.500Рј). РќР° этой высоте разница давлений внутри самолета Рё снаружи — трехкратная. Достаточно малейшей микротрещины, чтобы катастрофа стала неизбежной. Р’ 13:48 змейка трещины побежала РїСЂСЏРјРѕ РїРѕ потолку салона первого класса Рё РїРѕРґ давлением изнутри самолет начал раскрываться как консервная банка. Р’ доли секунды сорвало 35 РєРІ. Рј. фюзеляжа вместе СЃ РїСЂРѕРІРѕРґРєРѕР№, теплоизоляцией Рё багажными полками. Пассажиры оказались РїРѕРґ открытым небом РЅР° высоте 7.500Рј, РїСЂРё скорости набегающего потока 500 РєРј/С‡ Рё температуре РјРёРЅСѓСЃ 45 градусов. Р’ салоне бушевал натуральный ураган. РќРµ хватало РІРѕР·РґСѓС…Р°. Пассажиры РЅРµ могли надеть кислородные маски – РёС… просто РЅРµ было. Стюардесса Мишель РҐРѕРЅРґР° РІ этой ситуации оказалась РѕРґРЅР° – напарница Джейн была ранена Рё лежала без сознания, Клара-Белль РЅРµ отзывалась. Мишель даже РЅРµ знала, живы ли пилоты, РЅРѕ проявила мужество, действовала быстро, решительно – сгруппировала пассажиров, РЅРµ допустила паники. Р’ кабине пилотов
— Командир, что будем делать?
— Садиться, Рё как можно скорее.
— Ближайший аэропорт – Кахулуи РЅР° Рѕ. Мауи
— Разворачиваемся РЅР° Кахулуи. Теперь остается только молиться, чтобы Боинг РЅРµ развалился РґРѕ того, как РјС‹ приземлимся. Самолет начал снижать скорость Рё высоту, показался Рѕ. Мауи. — Командир, РїСЂРё снижении скорости ниже 315 РєРј/С‡ самолет теряет управление.
— Скорость РЅРµ снижать, садиться будем РЅР° повышенной скорости. Выпускаем шасси.
— Командир, сигнала индикации выхода передней стойки шасси нет.
— Кахулуи, что скажете Рѕ нашем переднем шасси?
— Визуально наблюдаем: шасси выпущено. РќРѕ зафиксировано ли РѕРЅРѕ РІ рабочем положении? Ртого пилоты РЅРµ знали. Если нет – садиться самолету придется РЅР° Р±СЂСЋС…Рѕ.
Ркстремальная посадка
Обычно перед экстремальной посадкой самолет летает несколько часов, сжигая топливо РґРѕ последнего литра. Если РїСЂРё посадке топливо взорвется – РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ РёР· находящихся РЅР° борту РЅРµ будет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ шанса выжить. РќРѕ сколько еще продержится РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ разваливающийся РЅР° части Боинг? Час? Р?ли несколько РјРёРЅСѓС‚? Поэтому Шорнштаймер РїСЂРёРЅСЏР» решение садиться СЃ полными баками. — Командир, снижаемся. Левый мотор заглох.
— Закрылки РЅРµ выпускать.
— Рђ как же будем тормозить?
— Шасси Рё реверсом двигателя.
— Понятно. Отче наш, сущий РЅР° небесах… Р’ 13:58 шасси Боинга коснулись взлетно-посадочной полосы. Навстречу ему СЃ воем неслись машины пожарной Рё СЃРєРѕСЂРѕР№ помощи.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Когда летчики выбрались наружу, они увидели, что нос самолета болтался на нескольких балках.
Фото из открытых источников
Благодаря действиям пилотов, РІСЃРµ пассажиры остались живы, отделавшись травмами различной степени тяжести. Без вести пропала стюардесса Клара-Белль Лэнсинг – РІ момент аварии потоком РІРѕР·РґСѓС…Р° ее выбросило наружу. Тело ее так Рё РЅРµ было найдено, РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли кто сомневается, что РѕРЅР° погибла. Автор Klim Podkova
Источник: esoreiter.ru