Р’СЃРµ Рѕ Р·РѕРјР±Рё — РѕС‚ Рђ РґРѕ РЇ

  • admin
  • 02.12.2023
  • 0

РџСЂРё слове «Р·РѕРјР±Рё» РІ РјРѕР·РіСѓ РІ первую очередь возникает образ медленно шагающего трупа, обуреваемого желанием полакомиться человечинкой. Таким создал его Голливуд, таким нам его представляют многочисленные компьютерные РёРіСЂС‹. Однако ничто РЅРµ возникает РЅР° пустом месте. Откуда же взялся этот монстр? Будем разбираться.

Все о зомби - от А до ЯФото из открытых источников

Хорошо забытое старое

Мертвецами-людоедами человечество пугало себя давно. Шумерский «Р­РїРѕСЃ Рѕ Гильгамеше» считается РѕРґРЅРёРј РёР· древнейших литературных произведений РјРёСЂР°. (XVIII-XVII века РґРѕ РЅ. СЌ.)

Проложу я путь в глубину преисподней,
Подниму я мёртвых, чтоб живых пожирали,
Станет меньше тогда живых, чем мёртвых!

Как видим, люди создавали триллеры о ходячих покойниках более чем 3.500 лет назад. Шумеры отнюдь не были оригиналами. Скандинавские саги полны историй об оживших мертвецах. Выйдя из могил, они ходили по миру живых, и делали разные пакости.

РџРѕ тибетским горам издавна шатались роланги (роланг РІ переводе СЃ тибетского «РІСЃС‚авший труп»). Поэтому РІ классическом тибетском РґРѕРјРµ РЅРёР·РєРёРµ двери Рё высокие РїРѕСЂРѕРіРё – это чтобы роланг РЅРµ СЃРјРѕРі войти РІ РґРѕРј: одеревеневший мертвец РЅРµ РІ силах наклониться или согнуть РЅРѕРіРё РІ коленях. Предполагается, что РїРѕРєР° нежданный гость будет топтаться перед дверью, соседи успеть сбегать РІ ближайший монастырь Рё привести монаха – только РѕРЅРё знают, как «СѓСЃРїРѕРєРѕРёС‚СЊ» роланга.

Р?РЅРґРёР№СЃРєРёРµ СЌРїРѕСЃС‹ полны рассказами Рѕ веталах – духах, обожающих вселяющихся РІ человеческие тела. РќРѕ если Р·Р° место РІ теле живого человека нужно бороться (жилплощадь занята!), то оставленный душой труп можно занимать без проблем.

Японцы чтобы пощекотать себе нервы придумали Р±СѓСЃРѕ. Это разлагающиеся трупы, бродящие РїРѕ улицам ночных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё поселков РІ поисках пищи – человеческой плоти. Бусо абсолютно лишены интеллекта Рё думают только Рѕ еде.

Р’ Китае есть цзян-ши (дословный перевод «РѕРґРµСЂРµРІРµРЅРµР»С‹Р№ труп»). РҐРѕРґСЏС‚ РѕРЅРё медленно, хромая, вытянув СЂСѓРєРё вперед. Питаются людьми. Убить цзян-ши сложно, пули РёС… РЅРµ берут. Только выстрел РІ голову способен остановить ходячего мертвеца. (РќСѓ чем РЅРµ голливудский Р·РѕРјР±Рё? РќРµ Р·СЂСЏ китайцы РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РІСЃРµ европейские достижения РІ области науки, культуры Рё техники РЅР° самом деле были созданы РІ Китае!)

Так что история о страшных зомби, преследующих человечество, тянется из глубины веков. Но в XX-XXIв. зомби стали нечто большим, чем просто страшилкой. Они стали элементом культуры.

С чего все началось

Началось РІСЃРµ РІ 1929 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° репортер "РќСЊСЋ-Йорк Таймс" Вильям РЎРёР±СЂСѓРє опубликовал записки «РћСЃС‚СЂРѕРІ магии» Рѕ своем путешествии РЅР° Гаити. Р?Р· 4-С… глав РєРЅРёРіРё самой интересной была глава Рѕ Р·РѕРјР±Рё. РќРѕ гаитянские «РѕР¶РёРІС€РёРµ мертвецы» вызывали РЅРµ только ужас, РЅРѕ Рё сочувствие.

Местные колдуны (Р±РѕРєРѕСЂС‹), воскрешали умершего СЃ целью получить РЅРµ бездумного убийцу, Р° безропотного работника РЅР° СЃРІРѕРё поля. «Р’оскрешенные РїРѕРєРѕР№РЅРёРєРё» годами без выходных работали РЅР° сахарных плантациях Р·Р° чашку СЂРёСЃР° Рё РєСѓСЃРѕРє хлеба.

РћРЅРё были лишены памяти, воли, разума, РЅРѕ понимали простейшие команды Рё выполняли осмысленные действия. Скажи РёРј «РєРѕРїР°Р№» – Р±СѓРґСѓС‚ копать, скажи «РЅРѕСЃРё РІРѕРґСѓ» – Р±СѓРґСѓС‚ круглые сутки таскать ведра, РЅРµ выказывая РїСЂРё этом никаких эмоций. Заветная мечта любого капиталиста.

Все о зомби - от А до ЯФото из открытых источников

РќР° появление РєРЅРёРіРё сразу отозвался кинематограф. Р’ 1932 РіРѕРґСѓ РІ РЎРЁРђ вышел фильм «Р‘елый Р·РѕРјР±Рё». Режиссеры РЅРµ слишком отошли РѕС‚ образа классических гаитянских Р·РѕРјР±Рё. Р’ фильме это бессловесные безропотные работники РЅР° сахарном заводе своего «РІР»Р°РґРµР»СЊС†Р°».

Но и этого зрителю оказалось вполне достаточно. При бюджете в 50.000 долларов лента собрала в прокате 8 миллионов. Естественно, после такого потрясающего коммерческого успеха зомби были просто обречены на долгую кинематографическую жизнь.

Р—РѕРјР±Рё made in Holliwood

Р’ 1968 РіРѕРґСѓ Джордж Ромеро СЃРЅСЏР» СЃРІРѕР№ первый полнометражный фильм «РќРѕС‡СЊ живых мертвецов». Зритель увидел «РЅР°СЃС‚оящих Р·РѕРјР±Рё» — шагающих монстров одержимых идеей убивать Рё пожирать живых. Р? хотя слово «Р·РѕРјР±Рё» РІ фильме РЅРµ прозвучало РЅРё разу, зритель интуитивно РїРѕРЅСЏР», что восставших РёР· РјРѕРіРёР» мертвецов-людоедов следует называть именно так.

Все о зомби - от А до ЯФото из открытых источников

Успех фильма ошеломил даже его создателей. РћР±РѕР№РґСЏСЃСЊ РІ 114.000$, РѕРЅ принес авторам 30 млн.$. Естественно, далее последовали многочисленные ремейки Рё продолжения: «Р Р°СЃСЃРІРµС‚ мертвецов», «Р”ень мертвецов», «Р”невники мертвецов», «Р’ыживание мертвецов» Рё РїСЂ.

Но мы, кажется, ушли в сторону. А как же настоящие зомби?

Едем на Гаити

Что удивляет каждого приехавшего на Гаити, так это местные кладбища. Могилы здесь заваливают тяжелыми камнями, накрывают бетонными плитами, заливают бетоном. Это не страх, зомби здесь не боятся (ну кого могут испугать эти несчастные создания?). Однако никто не хочет, чтобы его умерший родственник превратился бессловесную рабочую скотину, лишенную разума.

У кого нет денег на создание бетонированной могилы, просто караулят своих покойников. Сменяя друг друга, родственники усопшего охраняют захоронение день за днем, пока труп не начнет разлагаться. Полуразложившийся труп колдуну уже не нужен.

Часть мертвых С…РѕСЂРѕРЅСЏС‚ СЂСЏРґРѕРј СЃ РґРѕРјРѕРј, вблизи РґРѕСЂРѕРі или оживленных мест (РЅРµ станет же колдун разрывать могилу РЅР° глазах Сѓ всех?!). Р’ самом крайнем случае умершему протыкают сердце, пробивают голову, С‚.Рµ. РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ тело РІ «РЅРµСЂР°Р±РѕС‡РµРµ состояние».

Р? упаси вас смеяться над жителями, обвинять РёС… РІ суеверии. Любому сомневающемуся здесь расскажут добрый десяток историй РѕР± оживших мертвецах.

Р?стории РїСЂРѕ Р·РѕРјР±Рё

30-летняя женщина умерла, смерть ее была зафиксирована врачами. Р’ присутствии многочисленных родственников ее похоронили. Через три РіРѕРґР° РјСѓР¶ РїРѕРєРѕР№РЅРѕР№ увидел ее РІ соседней провинции РЅР° плантации сахарного тростника. Р?зможденная тяжелым трудом женщина говорила СЃ трудом Рё ничего РЅРµ помнила – Р·РѕРјР±Рё!

Р’ РѕРґРЅСѓ деревню пришел Р·РѕРјР±Рё, бывший некогда ее жителем Рё похороненный четыре РіРѕРґР° назад. Крестьяне перепугались Рё привели его РІ полицию. Р’ участке этому нисколько РЅРµ обрадовались. Р—РѕРјР±Рё усадили РЅР° скамью Рё попытались задавать РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. РќРѕ тот только смотрел перед СЃРѕР±РѕР№ невидящими глазами Рё молчал. Кто-то сказал, что «С…одячего мертвеца» можно привести РІ чувство, если напоить его соленой РІРѕРґРѕР№. Напоили.

Рљ всеобщему удивлению Р·РѕРјР±Рё медленно назвал СЃРІРѕРµ РёРјСЏ Рё РёРјСЏ своего С…РѕР·СЏРёРЅР°-колдуна. Поскольку родственники воскрешенного принять его отказались, отправили колдуну записку СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ прийти Рё забрать СЃРІРѕРµ «РёРјСѓС‰РµСЃС‚РІРѕ».

Колдун, разумеется, РЅРµ пришел, Р° Р·РѕРјР±Рё через РґРІР° РґРЅСЏ умер. Умершего РІ участке «С…одячего мертвеца» объявили непонятно откуда взявшимся сумасшедшим Рё дело закрыли. РќСѓ РєРѕРјСѓ охота связываться СЃ могучим колдуном? Никто РЅРµ хотел сам превратиться РІ Р·РѕРјР±Рё.

Однажды преследуя опасного преступника полицейские обнаружили РІ джунглях плантацию сахарного тростника. Р?зможденные люди СЃ остекленевшими глазами совершали монотонные движения, РЅРµ обращая внимания РЅР° вышедших РёР· леса стражей закона. РЇРєРѕР±С‹ РѕРґРёРЅ РёР· полицейских даже узнал РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· Р·РѕРјР±Рё своего односельчанина, умершего несколько лет назад.

Выполняя свою непосредственную задачу (преследование и поимка преступника) полицейские не стали задерживаться. Когда несколько недель спустя по их сигналу на плантацию прибыл отряд, она была уже безлюдна.

«РџРѕРґСѓРјР°РµС€СЊ, — фыркнет РёРЅРѕР№ скептик, — РґР° СЏ сам таких историй РјРѕРіСѓ напридумывать миллион. Факты, факты давайте! Р?мена, фамилии, даты Рё РїСЂ. Есть РѕРЅРё Сѓ вас?» Отвечаем: есть.

Конкретные факты

Фелиция Ментор. Умерла в 1907. В 1936 году брат Фелиции случайно встретил бесцельно бродящую голую изможденную женщину, в которой признал свою сестру. Прибывший бывший муж также подтвердил, что это Фелиция. Конечно, женщина за 29 лет сильно изменилась, но походка, характерные жесты и родимое пятно на левой лодыжке!

Фелиция никого не узнавала, не могла назвать своего имени, на вопросы не реагировала. Белое лицо с мертвыми глазами. Родные поместили ее в клинику, где ее наблюдала писательница Зора Херстон, оставившая воспоминания об этой встрече.

Р’ 1966 РіРѕРґСѓ умерла некая Натагетта Джозеф. Врачи подтвердили смерть, выдали справку. Через шесть лет после захоронения несчастную нашли РІ окрестностях деревни. Остекленевший взгляд, неуверенная РїРѕС…РѕРґРєР°, бессвязная речь – классический Р·РѕРјР±Рё.

Р’ 1979 РіРѕРґСѓ была найдена Френсис Р?лиус, «СѓРјРµСЂС€Р°СЏ» три РіРѕРґР° назад. РўРµ же симптомы: замедленные движения, невозможность сфокусировать СЃРІРѕРµ внимание РЅР° чем-либо Рё сформулировать четкую мысль. Могилу «РїРѕРєРѕР№РЅРёС†С‹» вскрыли, трупа РІ ней РЅРµ обнаружили.

Самый знаменитый зомби

Таковым считается Клавдиус Нарцисс. В 1962 году он обратился к врачу, а через три дня врач подписал свидетельство о его смерти. Умершего, как водится, похоронили. Через 18 лет он вернулся. В отличие от прочих зомби, Нарцисс сохранил память. По непонятным причинам механизм превращения в зомби дал сбой и Клавдиус помнил и свое имя, и свое прошлое.

Все о зомби - от А до ЯФото из открытых источников

Ламарк Доуйон, директор местного центра психиатрии и неврологии в 1981 году встретился с Клавдиусом. Целью Ламарка было разоблачить самозванца. С помощью родственников он составил перечень вопросов, на которые мог бы ответить лишь истинный Клавдиус Нарцисс.

Доуйон увидел классического зомби. Тусклый безразличный взгляд, замедленные, словно механические движения и еле-еле бьющееся сердце.

Монотонным тихим голосом «СЃР°РјРѕР·РІР°РЅРµС†» отвечал РЅР° каверзные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё РЅРµ ошибся РЅРё разу. РћРЅ рассказывал, как врач РїРѕРґРЅРѕСЃРёР» Рє его губам зеркальце, как плакали родственники РЅР° его похоронах, как забивали РіРІРѕР·РґРё РІ РіСЂРѕР±. РћРґРёРЅ РіРІРѕР·РґСЊ РїСЂРѕР±РёР» крышку Рё рассек Клавдиусу лоб, оставив шрам.

РћРЅ рассказывал как РєРѕРјСЊСЏ земли застучали РїРѕ крышке РіСЂРѕР±Р°, как его выкапывали подручные колдуна Рё как Р±РѕРєРѕСЂ РїСЂРѕРІРѕРґРёР» РѕР±СЂСЏРґ «РІРѕСЃРєСЂРµС€РµРЅРёСЏ». Вместе СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё Р·РѕРјР±Рё Нарцисс трудился РЅР° сахарной плантации Рё ушел оттуда лишь после смерти «С…РѕР·СЏРёРЅР°».

Уехал Ламарк Доуйон в убеждении, что видел настоящего зомби. Напоследок он сфотографировал Клавдиуса Нарцисса, одиноко сидящего на своей могиле.

Мертвые не оживают!

Любой врач скажет, что ходящий воскрешенный РїРѕРєРѕР№РЅРёРє – это бред. После остановки сердца Рё прекращения кровообращения через 5, РѕС‚ силы 7 РјРёРЅСѓС‚ клетки РјРѕР·РіР° РіРёР±РЅСѓС‚ Рё уже навсегда. Казалось Р±С‹, Р° разве Р·РѕРјР±Рё нужен РјРѕР·Рі? Чем РѕРЅ тупее, тем лучше! РќРѕ даже для простейших функций, таких как ходить Р·Р° «РґРѕР±С‹С‡РµР№», хватать ее, кусать, необходима здоровая нервная система. Если РјРѕР·Рі умер, мертвец может Рё будет «Р¶РёРІС‹Рј», РЅРѕ уже никак РЅРµ «С…одячим».

Медики неоднократно предпринимали попытки восстановить работу сердца через 10, 20 РјРёРЅСѓС‚ после остановки, РЅРѕ РІ результате вместо человека получали «Р¶РёРІРѕРµ растение», лишенное малейших признаков интеллекта Рё РЅРµ РІ силах пошевелить даже пальцем, РЅРµ то что ходить.

Разрешить противоречие взялся в 1982 году доктор Уэйд Дэвис, отправившийся ради этого на Гаити.

Расследование доктора Дэвиса

Еще задолго РґРѕ Дэвиса высказывались версии, что никакого воскрешения нет. Жертвы погружаются РІ состояние, близкое Рє летаргическому СЃРЅСѓ, РєРѕРіРґР° даже опытный врач РЅРµ РІ состоянии отличить живого РѕС‚ мертвого. Колдуну остается выкопать «С‚СЂСѓРї» Рё «РІРѕСЃРєСЂРµСЃРёС‚СЊ». РџСЂРё этом разрушаются части РјРѕР·РіР°, управляющие волей Рё речью. Р’РѕС‚ вам Рё готовый Р·РѕРјР±Рё. РќРѕ как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ реальности? Дэвис решил найти ответ РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ.

Колдуны (бокоры), к которым Дэвис сумел втереться в доверие, подтвердили первоначальные предположения об использовании некоего снадобья. Действует оно недолго, всего 24 часа, но в жарком климате Гаити покойников хоронят быстро. Компоненты зелья и кислородное голодание приводят к поражению отдельных участков мозга, человек становится послушным бездумным роботом.

Конечно, бывают Рё накладки: передозировки снадобья, задержки СЃ похоронами, бетонирование захоронения – эти Рё РґСЂСѓРіРёРµ факторы РјРѕРіСѓС‚ привести Рє летальному для жертвы РёСЃС…РѕРґСѓ. РќРѕ как РЅРµ без «СЋРјРѕСЂР°» заметил РѕРґРёРЅ Р±РѕРєРѕСЂ, «РµС‰Рµ никто РЅРµ жаловался».

Просьбами, уговорами, лестью Рё пачками зеленых РєСѓРїСЋСЂ Дэвис добыл 8 образцов таинственного зелья. Вернувшись РІ РЎРЁРђ, РѕРЅ исследовал привезенные материалы. Р’СЃРµ РѕРЅРё оказались разными. Р’ нескольких случаях ему подсунули абсолютно бесполезную смесь сушеной травы. Р? РІСЃРµ таки, поездка оказалась небесполезной. Р’ большинстве образцов РѕРЅ обнаружил тетродотоксин – сильнейший природный СЏРґ нервно-паралитического действия.

Добывали его колдуны из рыб семейства иглобрюхообразных. Высушенные на солнце кишечник, печень, брюшину (там самая высокая концентрация яда) растирают в порошок. Для смерти достаточно дозы в одну десятитысячную грамма. При меньшей человек впадает в состояние, при котором дыхание почти пропадает, пульс не прощупывается, глаза стекленеют и ни на что не реагируют. Даже опытные врачи уверенно констатируют смерть. Надо только улучить момент и подсыпать снадобье в пищу будущей жертве и далее действовать строго по утвержденному плану.

Доктор Дэвис честно сказал, что РЅРµ ручается, что хоть РѕРґРёРЅ РёР· Р±РѕРєРѕСЂРѕРІ дал ему настоящий «РїРѕСЂРѕС€РѕРє Р·РѕРјР±Рё». Поэтому РѕРґРёРЅ РёР· главных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, Р° именно: РІ каких пропорциях тетродотоксин следует смешивать СЃ прочими ядовитыми специями, входящих РІ состав зелья, так Рё остался тайной.

Зомби вокруг нас

Сегодня Сѓ термина «Р·РѕРјР±Рё» появился новый смысл. Так называют людей, РЅРµ имеющих собственных мыслей, своего мнения, принимающих РЅР° веру любое напечатанное или сказанное СЃ экрана телевизора слово. Осмыслить информацию, сопоставить факты Рё проанализировать РёС… – это для нынешних «Р·РѕРјР±Рё» непосильный труд. Да Рё зачем, ведь РІСЃРµ уже продуманно Р·Р° РЅРёС….

Р? РєРѕРіРґР° «С…РѕР·СЏРёРЅ-колдун» призывает РёС… РЅР° очередную революцию или «РІС‹РїРѕР»РЅРёС‚СЊ гражданский долг» — РѕРЅРё послушно Рё бездумно РёРґСѓС‚ туда, РєСѓРґР° покажет РёРј вождь, мессия, фюрер Рё сметают РІСЃРµ Рё РІСЃСЏ, стоящее РЅР° РёС… пути. Р? такие Р·РѕРјР±Рё РєСѓРґР° опаснее гаитянских бедолаг Рё выдуманных голливудских монстров.

Klim Podkova
Р?сточник: «РЎС‚упени Оракула» в„–4/2016

Источник: esoreiter.ru

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *